вторник, 22 августа 2023 г.

 

   «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?». Поль Гоген задал эти вопросы своей  картиной и утверждал, что это полотно не только превосходит все его предыдущие, но и то, что он уже никогда не создаст ничего подобного. После ее завершения он  собирался покончить жизнь самоубийством... Эти же краеугольные вопросы  рано или поздно встают  перед каждым человеком. Без ответов на них жизнь, очевидно,   не может ощущаться личностью как  гармоничная и  состоявшаяся.  Ранее ответы на них можно было найти только в рамках религиозных представлений. 



 Но сейчас, к примеру, академик Константин Анохин убежден , что естествознание, наука сегодня могут и должны дать ответ на эти вопросы. И предлагает концепцию , отвечающую на второй вопрос (кто мы?) : мы – результат естественного отбора биологических существ, приведшего к образованию гиперсети ( когнитома)  в нейронной сети мозга. Эту гиперсеть, воспринимающую саму себя как объект, мы и называем  сознанием. Очевидно , что иной разумной альтернативы возникновения сознания нет и необходимо лишь выяснить конкретный алгоритм работы нейросетей.  Рано или поздно, нам станет понятен механизм образования гиперсети и мы сможем на основе этого освоить новые технологии , ( а создание ИИ без этих технологий, видимо, не возможно). Но  , тем не менее , мы не  получим ответ на  важнейший вопрос: Куда мы идем?. Вопрос этот находится за скобками нейрофизиологии , в несколько иной – нравственной сфере, только сейчас зарождающейся в человеческом сообществе. Если технологии опередят этот процесс формирования единой этики, то эволюция вида Человек может закончиться , толком и не начавшись. И никакие технологии не помогут.

  Есть ли возможность ответить на вопрос: куда мы идем, куда стремимся уже сейчас? Да есть. Каким бы не был механизм образования сознания, оно неразрывно связано со стремлением к бытию и главное – к собственной  эволюции. Для сознания субъекта нет, и не может быть в принципе, потребности более высокого порядка, чем эта. Значит, Человек будет стремиться к ее реализации до тех пор, пока не создаст возможность для воссоздания сознания всех живших и живущих. Почему всех? Во- первых, потому что каждый рожденный, на бесконечном отрезке жизни, очевидно,  ценен и важен для сообщества в равной степени. Это только на отрезке в 70-90 лет мы имеем разную возможность раскрыть свой потенциал и делимся в итоге  на гениев и обывателей,  «патрициев» и «плебеев». Во-вторых, только через воссоздание всех живших может реализоваться единая этика и гармония в  обществе. Смерть – это фиксация жизненного опыта гиперсети, когнитома в конечном финишном состоянии. Она как кротовая нора связывает материальный мир с миром духовным, мир фиксированной формы с процессом изменения.  Пройти через эту нору – важнейшая задача науки. Но еще более важно уже сейчас определить цели и ценности в этих научных поисках и бытии Человека в целом. А они неразрывно связаны с сутью и основным стремлением  разума и сознания к бытию и собственной эволюции. Исходя их этих потребностей,  и нужно строить « конституцию» бытия  социума. Общество уже сейчас , до решения вопросов ИИ, нуждается в новой этике и идеологии, основанной именно на высшем стремлении сознания субъекта к бытию и эволюции.