ПСИХОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ
И ПРАКТИКА БЫТИЯ
Ни одна из известных этических или
юридических систем и деклараций не способна обеспечить гармоничное развитие
цивилизации, потому что в действительности не защищает права человека.
Провозглашая человека «высшей ценностью», на самом деле любая из них, ставит свои
собственные цели и институты превыше всего. К примеру, «Статья 2 Конституции РФ:
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Но какой человек
имеется в виду? Видимо, только тот, который соблюдает «права и свободы» в
рамках этого государственного образования. То есть, само государство и его
законы, очевидно, и есть высшая ценность. Те же противоречия между
«декларируемым» и фактическим, присутствуют и в «Билле о правах человека», и в
манифестах «транс-гуманизма», да и в любой конституции любого государственного
образования. Получается, источник права и есть для себя самого высшая ценность.
Ни о какой гармонии в социуме в такой ситуации не может быть и речи. Необходима
реализация принципа «Человек и его бытие – превыше всего». Как и почему каждый
человек может и должен стать не только для государства, но и для другого
человека высшей ценностью и одновременно и источником, и субъектом права?
Во-первых, с точки зрения психики
субъекта, что значит и возможно ли «возлюбить другого как себя самого»? Ведь он
– «другой», чужой? Такая «любовь» - это ведь нарушение и физиологических инстинктов, и
логики? Давайте попробуем представить группу путников, заблудившихся в лесу. У
каждого из группы свои представления о верном направлении и именно по нему он
предлагает выходить из чащи. Но ведь вероятность того что случайным образом будет выбрано верное
направление при большом количестве путников – исчезающе мала.. Единственно
верное решение – разойтись по разным направлениям, а затем сойтись в исходную
точку и затем всем вместе двинуться в правильном. Такой алгоритм необходимо
применять на каждом «изгибе» или сложном повороте развития цивилизации. У одиночного
путника шансы равны нулю, но при этом для группы значение каждого «другого» – бесценно,
ведь именно он, возможно, единственный может найти правильный путь благодаря
своей неповторимой индивидуальности. Понимание этого в корне меняет отношение
субъекта к своему и чужому бытию и приводит к единственно возможному нравственному принципу сосуществования:
Полезным, ценным и необходимым для общества является свободно
развивающийся субъект, для которого целью является свободное
развитие каждого другого субъекта, руководствующегося тем же принципом.
Во-вторых, с точки зрения философии:
абсолютной истины нет. А это означает только одно – твои личные представления,
какими бы они тебе не казались, всегда -
условны, относительны, иллюзорны. Это значит, что вероятность того, что
именно твои представления ведут в единственно правильном, с точки зрения
эволюции, направлении практически равны нулю. Только совместный свободный поиск
имеет шансы найти тропу по «лезвию
бритвы».
В-третьих, с точки зрения практики бытия: если
ваше бытие имеет шанс быть бесконечным, и шанс этот напрямую зависит от других,
то именно «другой» становится для вас высшей ценностью. Поэтому победа над
смертью, возможно с помощью технологий ИИ – одна из актуальнейших задач для
нравственного становления и очищения цивилизации.
Принцип сосуществования позволяет дать оценку
любому действию или историческому факту. Все что содействует реализации
принципа – хорошо и необходимо, все что противодействует – плохо и преступно. В
рамках этой парадигмы практика жизни человека имеет четкие правила или заповеди:
уважай «другого», разделяющего эти правила, как себя самого; помни об
ограниченности своего «Я» (верующие сказали бы – о своей греховности), ни одна
«абсолютная» идея или представление не могут доминировать над нравственностью;
содействуй и стремись к реализации идеи воссоздания сознания и победе над смертью,
о чем не раз в своих работах писали представители «русского космизма» Федоров,
Циолковский, Вернадский. Все иные законы, потребности и цели – второстепенны и
могут лишь содействовать реализации данной личной парадигмы, для каждого
человека социуме.