В ПОИСКАХ НОВОЙ ИДЕОЛОГИИ
К сожалению, Собор Русского Мира не оправдал
надежд на появление идеи и на ее основе идеологии, объединяющей всех,
независимо от религиозных, национально-этнических, культурных и иных различий,
то есть идеи, основанной на общечеловеческих ценностях. В настоящее время
российское общество перед лицом военной угрозы демонстрирует большую зрелость и
понимание своего единства, чем предлагаемая государственная идеология,
основанная на представлениях о единстве русского мира на основе православия.
Возможно ли единство без учета мнения , к примеру, атеистически настроенных
граждан? Ответ очевиден – не возможно. Какая идея может быть взята за основу
государственной идеологии? что может быть целью развития сообщества? Очевидно,
это - свободное развитие каждого гражданина , направленное на общую пользу. При
этом необходимо учитывать, что нет, и не может быть в обществе личности или
группы людей обладающей абсолютной истиной в последней инстанции. Не могут быть
целью или образом будущего религиозный апокалипсис, или коммунистическая
классовая борьба, право сильного, неограниченная либеральная свобода или
кастовое общество по примеру «золотого миллиарда». Политические идеи или
представления об устройстве и происхождении Мира в принципе не могут и не
должны быть основой идеологии. В основе ее в наше время должны лежать
нравственные принципы, регулирующие взаимоотношения людей ради общей цели.
Безусловно на эту роль не годятся ни права человека , ни идея демократических
свобод, ни даже идеи религиозных концессий, а идеи традиционных ценностей
недостаточно для роли всеохватывающей стратегической идеи. Но, возможно, идея «ценности
и уникальности жизни каждого рожденного субъекта на Земле»,
развернутая в широком научном, философском, экономическом, юридическом и
главное нравственном плане, способна стать таковой? Она приводит к единой
нравственной цели для каждого субъекта и значит единой системе морали, на
основе которой может быть создана и реализована модель само управления
социумом. Полезным, ценным и необходимым для общества является свободно
развивающийся гражданин, для которого целью является свободное развитие каждого
другого гражданина, действующего на общую пользу и руководствующегося тем же
принципом. Этот ценностный тезис в корне отличается от «золотого
правила» или первоначальной редакции нравственного императива Канта: «Поступай
с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой», так как он не
призывает взаимодействовать с другими сообразно со своими представлениями, а
скорее реализует формулу: «возлюби ближнего (и его бытие )как себя самого». Мы
ведь не можем мазохисту или субъекту с отклонениями позволить поступать с
другими сообразно своим представлениям. В чем заключается критерий полезности? в
свободном поиске ради эффективного развития и обеспечении эволюции каждого и
цивилизации в целом. Разнообразие и много вариантность векторов
поиска – залог эффективности и успеха. Поэтому для общества равноценен каждый
рожденный и живущий, независимо от культурных предпочтений и взглядов. Истина
,или правда могут открываться в самых неожиданных и непредвиденных направлениях.
При этом полезность взглядов и действий должна проверяться не столько
предварительными умозаключениями и оценками , сколько самой практикой бытия и
ожидаемым результатом этих действий. Отрицает ли этот принцип поиск правды , к
примеру, в вере или религиозных представлениях? Нет, конечно. Любая идея о
происхождении и устройстве Мира нуждается в деликатной и тщательной проверке
бытием. Все подвержено изменениям, как сказал Патриарх Кирилл : «меняется все
…и сама церковь меняется…». Очевидно, эволюционное бытие каждого рожденного и
живущего должны быть превыше всего для цивилизации в целом. А права человека
защищены и реализованы только с учетом полезности его действий или точнее -
отсутствия вреда для сообщества. Этот принцип дает толчок в развитии
человеческого духа, реализуя на практике как необходимое условие для поиска
старый лозунг: свобода, равенство, братство.