ИНАЯ ЭТИКА
Что самое ценное для
человека?... Ответ я впервые услышал из
детской сказки – это жизнь! Как странно, тогда подумалось, а почему не
мама или родина?мы все тогда были "октябрятами"! а как же подвиг? почему тогда люди жертвуют собой? И уже
позже: « А как тогда суицид объяснить»?
Этика - это учение о
правилах, нормах и мотивах человеческого
поведения. Суть каждой этической системы проявляется в ответе на вопрос: Что и
почему является высшей ценностью и каков
основной смысл и мотив бытия и поведения ?(суть некоторых этических систем смотри в приложении). Ни одна
из этических систем не отвечает на этот вопрос исчерпывающе.
Например:
- по этике Соловьева В.С. нравственный смысл жизни – любовь и добро. «Главным критерием человеческой деятельности
является любовь,- это отождествление себя с другими. Это состояние, когда
человек ставит себя на место другого и чувствует себя фактически единым целым с
ним». Но остается не ясным: почему он должен стремиться стать единым целым с
другим ?
- Сократ считал, что «назначение человеческого разума в том, чтобы
исследовать природу добродетели с тем, чтобы совершенствовать душу и строить
жизнь на основе этического знания». Но зачем человеку строить на основе
этического знания, а не иначе?...
Все эти представления
разворачиваются на фоне конечности жизни конкретного человека и именно она
делает бессмысленными рассуждения о любви, добре и единении.
- Религиозная этика предлагает человеку
вечную жизнь. Главная ценность – Бог (Аллах, Будда…). Выполнение
заповедей дает шанс на слияние с ним. Но
Бог – это то, о существовании чего мы по определению не можем судить. Тем более о слиянии с ним и вечностью. Надежная ли основа реальному бытию и поступкам то, о чем нельзя судить хоть с какой- то
степенью достоверности? Именно вечная
жизнь – «кнут и пряник» религиозных нравственных представлений. Но только ли
«божественная» идея, только ли вера
могут быть основой «вечной» жизни? Нет ли более реальной основы?
Современные технологии дают
надежду и более того – уверенность в том, что «воскрешение» станет не только
научной , но и нравственной потребностью для будущих поколений. Какая этика возникает с
перспективой «бесконечной» жизни и эволюции индивидуального сознания?
Если мы принимаем что любовь к жизни, к существованию – главный
мотив и стимул бытия человека, а
существование может стать «вечным» через
эволюцию человечества, то эволюция коллективного сознания человечества
–становится главной ценностью и смыслом в жизни каждого человека.
И тогда:
- добро и любовь к каждому ( по
Соловьеву) становятся потребностью, ведь дух и со-знание любого вашего современника может стать
решающим в возможности будущего вашего
воскрешения. Действительно: каждый любит каждого, потому что через всех
происходит эволюция коллективного сознания;
- исследование добродетели, совершенствование души(по Сократу) становятся
основой эволюции коллективного сознания, благодаря которой возможно
воскрешение. Каждый заинтересован в совершенствовании души и строительстве
жизни обеспечивающей эволюцию коллективного сознания;
- выполнение Заповедей становится насущной необходимостью, так как
любым отступлением ты тормозишь общую эволюцию и значит отдаляешь или делаешь
невозможным свою «вечность».
- каждый поступок исходит и из чувственных побуждений, и из чувства
долга ( нет противоречия по Канту и Гегелю), потому что личные и коллективные цели
совпадают. И кроме того непохожесть, неодинаковость поведения не только
допустимы, но и необходимы для обеспечения эффективности эволюции. Допустимо и приветствуется все то, что не противоречит и способствует эволюции коллективного сознания. Под запретом только то, что наносит ущерб эволюции.
Таким образом происходит
синтез, симбиоз - религиозных, идеалистических,
материалистических и других этических
взглядов. Исчезают противоречия между жизнью и смертью, индивидуальным и
коллективным…Главным мотивом бытия становится - Эволюция Коллективного Сознания, с помощью и в процессе которой и будут решаться основные вопросы метафизики
и философии: о соотношении бытия и
сознания, об устройстве мира, о существовании создателя-
Бога... И пусть каждый решает каким путем идти. И спасибо каждому за его религиозную, атеистическую, научную или иную попытку (отсутствие результата - тоже результат) внести вклад в ЭволюциюКоллективногоСознания.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
НЕКОТОРЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ:(см. https://studfiles.net/preview/2867989/page:3/)
Киники — представители одной из сократических школ греческой
философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье).
По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать
зла. Киники (Антисфен, ДиогенСинопский) — представители одной из сократических
школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека
добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении
довольствоваться малым и избегать зла.
Гедонизм –утверждает, что главным критерием человеческих
действий является удовольствие.
Эвдемонизм –утверждает, что главным критерием наших действий является
не удовольствие, а счастье.
Утилитаризм –критерием наших действий является достижение счастья, но
не для одного человека, а для всех
Учение Владимира Соловьёва- главным критерием человеческой
деятельности является любовь,- это отождествление себя с другими. Это
состояние, когда человек ставит себя на место другого и чувствует себя
фактически единым целым с ним.
Сёрен Обю Кьеркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек
должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.
Жана-Поля Сартра, «существование предшествует сущности»,
«человек, прежде всего, существует, наталкивается на себя, чувствует себя в
мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет
никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой
предопределённой человеческой природы или первичной оценки, кроме той, что
человек привносит в мир.
Моральное учение Иммануила Канта- моральным считается только тот
поступок, который исходит не их чувственных побуждений, а исключительно из
осознания своего долга.
нравственность по Гегелю – когда индивидуальность человека, его личные
склонности и интересы начинают совпадать с общественными. Понятие долга и
понятие личного интереса начинают состоять одно из другого.
Фридрих Вильгельм Ницше, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, те
поступки, которые происходят в ориентации на всеобщие – это безличные,
абстрактные, пустые, ненастоящие поступки. Поэтому они не могут считаться
этическими поступками. В свою очередь, этичными считаются те поступки, которые
вырывают человека из общей среды и пробуждают его индивидуальное личное
сознание. Каждый человек должен найти свою неповторимую истину, свою мораль,
свою нравственность, которая отличается от других. Основной критерий этичности
поступков у экзистенциалистов ХХ века: «Стань тем, кто ты есть: найди самого
себя».
Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю
Кьеркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать
свои собственные ценности в равнодушном мире.
Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь
человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по
собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля.