среда, 12 сентября 2018 г.




О   ИДЕЯХ АКАДЕМИКА РАЕН МОИСЕЕВА Н.Н.
   
Размышления о  эволюции коллективного сознания очень созвучны идеям академика РАЕН Моисеева Н.Н. (1917-2000) о коллективном разуме и искусственном интеллекте:
-«...человечество находится на пороге такого кризиса, который качественно изменит сам характер его развития, как биологического вида, а не только его историю»
- «Сегодня мы постепенно начинаем понимать, что наши нравственные основы, наш духовный мир, тем более наше поведение в биосфере уже не соответствует тем условиям жизни, в которые погружается общество. Источник:    https://bookmix.ru/quotes/authorsquotes.phtml?byauthor=Н.%20Н.%20Моисеев
Коллективный же Интеллект - это природное явление, результат сложнейшего эволюционного процесса человека и общества.
.. Коллективный Интеллект... образует совокупность индивидуальных интеллектов отдельных людей, разумов, играющих в этой совокупности роль отдельных нейронов. И эта система («совокупность индивидуальных разумов») обладает свойствами, не выводимыми из свойств отдельных разумов, это - системное свойство.
Источник: https://www.chitalnya.ru/work/2102921/
Религия не выбирает цивилизацию, это «цивилизация выбирает религию "по себе"», «подбирает» под мироощущение, которым обладает [Его же 2000а: 17]. 
 Не существует универсального мировоззрения. А “правильное мировоззрение” - это лингвистический и философский нонсенс. На самом деле у каждого человека собственное представление о мире, собственное мировоззрение.
     С чем не могу согласиться:
             1.    «личностью, которая движет историей, является мыслитель, … индивидуальное сознание которого есть часть ноосферы.»  https://cyberleninka.ru/article/n/n-n-moiseev-ideya-tsivilizatsii-russkogo-kosmista
Думаю, все без исключения люди являются частью ноосферы. Идея творческого меньшинства – непродуктивна. Кроме того кастовость общества приведет рано или поздно к уничтожению цивилизации. Никакой политический деятель не обладает большим потенциалом в отношении  эволюции КС чем самый неприметный гражданин. Скорее наоборот – политические перемены, провоцируемые личностями,  без нравственных изменений  в обществе являются по меньшей мере пустой тратой сил. 
         2.   «Проводившиеся им и его коллегами компьютерные эксперименты, при всем их несовершенстве (по оценке самого Моисеева - Е.П.), показывали, с одной стороны, огромные трудности, которые  необходимо преодолеть, чтобы вступить в эпоху ноосферы, а с другой - принципиальную возможность этого.» 
Думаю, «вступление в эпоху ноосферы» с помощью решения технических вопросов – невозможно. Только через  изменение нравственных и смысловых  ценностей  жизни мы можем оптимизировать этот процесс. Возможно КС  уже  проявляет себя в необъяснимых прозрениях, откровениях и предсказаниях…и возможно оно существует в иных временных рамках и пространствах чем индивидуальное сознание. Возможно, именно его воздействие  мы пытаемся объяснить  информационным полем, мистикой или влиянием  воли высших существ.
3.        « Вот несколько принципов экологической этики, предложенных Н. Н. Моисеевым:
- Человек должен жить в условиях коэволюции биосферы и общества.
-  Человек должен думать о будущем поколении…..»
Думаю, под тем что человек «должен»-  должно быть веское основание, просто декларирование не решает ни этически,  ни научных вопросов.  По Моисееву НН : «Наука старается отвечать на вопрос: как? Как те или иные следствия порождаются теми или иными причинами. Но есть и еще один вопрос: зачем? Или почему? Почему, зачем существует мир, Вселенная, человек, я сам? Такой вопрос не приемлет наука…» http://modernlib.net/books/moiseev_nn/sudba_civilizacii_put_razuma/read_1/
На мой взгляд, ответ на этот вопрос в отношении Человека, достаточно однозначен и рационален: ради эволюции сознания. Попробуйте найти альтернативу …Вы живете, любите, рожаете, боретесь, работаете,… убиваете, в конечном счете - ради эволюции сознания. Смысл вашей жизни – эволюция сознания. Но индивидуальная смерть, конечность пути закрывает этот смысл от  рассудка. И только возможность вечной эволюции через развитие коллективного сознания делает этот смысл явным и осязаемым.  Не столь важно,  как и  в какой форме конкретно будут происходить изменения в коллективном сознании, гораздо важнее зачем и почему человек живет!
 Потому что: 
1.    Любовь к жизни, к существованию, ради вечной эволюции – главный мотив и стимул  бытия человека. Если не это,  то что?
2.     Возможности эволюции коллективного сознания человечества не предопределены и не предсказуемы, невозможно заранее решить, что предпочтительнее и кто прав и значит, каждый человек как не открытая вселенная одинаково ценен и значим для эволюции.
3.    Эволюция коллективного сознания человечества, через которую возможна реализация вечной индивидуальной эволюции – становится главной ценностью и смыслом в жизни каждого человека.  Если не это,  то что?
Как это изменит нашу жизнь?:
   -  Идея о Боге  и загробной жизни  утрачивает монополию на духовную перспективу и вечную жизнь. Вера – безусловная сила!  Вопрос: во что и на каком основании? Основанием веры становиться не Нечто, по определению не проверяемое и не проявляющее себя в этом мире, а вера в живую динамичную эволюцию сознания и разум человека и надежда на  возможность вечной духовной жизни.
- «Возлюби ближнего как себя самого»  превратится не в призыв-лозунг, а в насущную осознанную необходимость, с которой человек получает действительно духовную свободу.
         Трудно переоценить последствия, которые произойдут в политическом, юридическом, экономическом устройстве общества  в результате  этих  изменений в нравственной сфере.






Комментариев нет:

Отправить комментарий